Эротические фильмы, то есть о сексе как одной из важнейших сфер жизни, сыграли важную роль в истории кинематографа. Секс присутствует в кино с момента его создания. Однако граница интимности, показываемая в кино, сдвигалась довольно медленно. Можно сказать, что от первых сцен поцелуев до съемок эротического акта прошла как минимум эпоха.
Эротизм, как неотъемлемая составляющая кино, впервые появился в короткометражной работе 1896 года “Поцелуй” режиссера Уильяма Хейза. Хотя работа вызвала всеобщее презрение, это не помешало кинематографистам того времени обращаться к сексуальным мотивам. Эпоха честного кино была довольно либеральной в этом отношении, поскольку в то время в кинематографе еще не было строгих границ моральных табу.
Первым, кто обратился к сексуальной тематике, был французский лейбл Pathe, выпускавший такие фильмы, как “Купание парижанки” (1897), где нагота нашла оправдание в действиях, связанных с туалетом. Однако вскоре кинематограф начал претендовать на статус искусства, а секс в кино, который использовался как приманка для неразборчивой аудитории, утратил смысл своего существования. Только комедийный бурлеск сопротивлялся этому принципу. Поэтому в работах Мака Сеннета фигурировали “Купающиеся красавицы”, то есть молодые раздетые девушки, служащие визуальной привлекательностью.
Эротические фильмы против чувственных вампиров
Важным этапом на пути нарушения эротических табу в кино был период актрис-вамп. Эпоха началась с Теды Бара, первой кинематографической роковой женщины – красивой, беззастенчиво сексуальной и открыто соблазняющей невинных мужчин. Такие фильмы, как “Кармен“, ”Саломея” и “Дьяволица”, даже сегодня могут поражать своей смелостью в обнажении женского тела.
За Тедой Бара последовали другие женщины-вампирши. Среди самых известных были Клара Боу и Мэй Уэст. Первая, рыжеволосая красавица, была известна как Айтишница. Она стала символом сексуальной раскрепощенности, что также нашло отражение в личной жизни звезды. Особенно значимыми в этом отношении были ее работы в фильмах “Это” (1927) и “Рыжие волосы” (1928). Мэй Уэст, с другой стороны, была известна своими чрезвычайно провокационными ролями, такими как в “Я не ангел” (1933), последнем из ее фильмов, который не подвергся цензуре.
История эротического кино – от “Экстази” до Брижит Бардо
В 1932 году в мире кино разразился крупный моральный скандал. На экраны вышла чехословацкая работа “Экстази” с Хеди Ламар в главной роли. В фильме Густава Мачати показаны сцены с полностью обнаженной актрисой (во время купания в озере), а также половой акт. Картина была осуждена самим папой Пием XI и запрещена в Германии и США.
Последней вехой в подходе к сексу в кинематографе стал фильм “И Бог создал женщину” (1956) с незабываемой Брижит Бардо. В самой первой сцене здесь фигурировала обнаженная красивая девушка, совершенно раскованная своей обнаженной плотью. Более того, героиня крутила романы с несколькими мужчинами одновременно, свободно выбирая себе любовников. Этот фильм открыл новую эру в истории кинематографа. Брижит Бардо создала совершенно новую модель женственности – чопорную, смелую и естественную. Она больше не была стилизованной женщиной-вамп, а обычной девушкой с распущенными волосами, для которой секс является самоцелью и нормальным аспектом жизни.
Эротические фильмы
1. “Последнее танго в Париже” (Ultimo tango a Parigi), 1971
“Последнее танго в Париже” Бернардо Бертолуччи (1971), несомненно, является фильмом, открывшим эпоху смелого повествования о сексе в кино. В работе показаны короткие, но очень напряженные отношения между зрелым американцем (Марлон Брандо) и молодой француженкой (Мария Шнайдер). Над картиной витает атмосфера избытка и декаданса, в которой садомазохистские эротические ощущения становятся единственным способом вырваться из унылой жизни.
Бертолуччи – итальянский режиссер, оставивший особый след в истории секса в кино. “Последнее танго в Париже” – это картина, показывающая, что эротизм является психоаналитическим ключом к человеческой жизни, но также и ко всей культуре с ее табу. Здесь режиссер особо обращается к орфическому мифу, рассказывая историю мужчины, который не может смириться со смертью своей возлюбленной и поэтому стремится к саморазрушению.
Читать также: Реальность жизни проститутки. Она не проста.
2. “Великий буфф” (Le grande bouffe), 1973
“Большой буфф” (1973) – фильм Марко Феррери – еще один фильм о сексе, вошедший в историю кинематографа. Эротизм здесь связан с актом принятия пищи – и невоздержанность в обеих областях приводит персонажей к смерти. Четверо мужчин (их играют Марчелло Мастроянни, Мишель Пикколи и Уго Тогнацци) запираются на роскошной вилле именно для того, чтобы умереть от переедания и избытка эротических ощущений.
Работа Марка Феррери – еще один пример, после “Последнего танго в Париже”, итальянского кинематографа 1970-х годов. Особую роль здесь играет характерный для режиссера метод гротеска, особенно ярко проявляющийся в изображении персонажей. Сексуальные девиации становятся признаком вырождения самой культуры, а невоздержанность в еде и сексе – явным символом современного потребительства, духовной пустоты и чрезмерной привязанности к миру вещей.
3. “Эмануэль”, 1974
“Эммануэль” Джастина Джекина 1974 года – эротический фильм, который пережил несколько продолжений. Картины были основаны на романе Эммануэль Арсан. Темой каждого из них являются эротические приключения прекрасной модели Эммануэль и ее мужа Жана. Они решают расширить свои знания о мире за счет дальнейших сексуальных удовольствий. Главную роль играет Сильвия Кристель.
Этот фильм стал самым известным представителем направления “эротическое порно” во французском кинематографе. Конвенция возникла как своего рода последствие революции нравов 1968 года и часто отражала использование “порно” как метафоры для самого кино. “Эммануэль” стала самой популярной картиной 1970-х годов во Франции, а ее продолжения снимались в течение десятка лет. В их число вошли “Эммануэль радости женщины” Фрэнсиса Джакобетти (1975), “Эммануэль V” Валериана Боровчика (1987) и “Эммануэль 7” Фрэнсиса Леруа (1993).
4. “В царстве чувств” (“Ai no corrida”), 1976
Действие фильма Нагисы Осимы “В царстве чувств” происходит в довоенном Токио. В свою очередь, эротические отношения завязываются между зрелым владельцем отеля Кичидзо (Тацуя Фудзи) и молодой уборщицей Садой (Эйко Мацуда). Фильм обладает выдающимися эстетическими качествами и впечатляет своей композицией кадров. Однако следует иметь в виду совершенно иное понимание эротики в японской культуре по сравнению с западным. Это потому, что ощущения тела и духа здесь не разделены, и нет эротических табу. Сексуальный экстаз, доводящий обоих персонажей до полного уничтожения, в то же время является выражением тотальной любви.
То, что мы имеем здесь, – это явный бунт против патриархата, определяющего подчиненное место женщины по отношению к мужчине в иерархии важности и власти. Эротический фильм Осимы – новаторская работа, сознательно нарушающая моральные табу. Это выражается в особом способе показа женского тела в порнографии. Чаще всего она пассивный объект мужского желания, над которым доминируют. Между тем, в “В царстве чувств” возникает совершенно противоположная ситуация, именно женщина инициирует и направляет ход эротического эксперимента, вплоть до гибели.
5. ”Девять с половиной недель”, 1986
”Девять с половиной недель” Эдриана Лайна (1986) – незабываемый эротический фильм, рассказывающий историю Элизабет, которая встречает красивого биржевого маклера Джона сразу после развода. Пара отправляется в безумно захватывающее эротическое приключение, в котором желание любви смешивается с извращенным сексом. В главных ролях Ким Бейсингер и Микки Рурк. Отличная музыка и операторская работа придают фильму настоящий шарм.
”Девять с половиной недель” также интересно вписывается в кинематографический постмодернизм благодаря эротической игре, которую персонажи ведут друг с другом. Действительно, сама игра является частой метафорой постмодернистского искусства в кинематографе конца 1980-х- начала 1990-х. Однако на первом плане здесь раскованный секс и завораживающая роль Рурка, который благодаря этому исполнению почти стал культовым персонажем американского кино рубежа веков.
Читать также: Все, что нужно знать о Золотом дожде, по словам экспертов.
6. “Основной инстинкт”, 1992
“Основной инстинкт” Пола Верховена (1992) – самый известный эротический триллер 1990–х – это захватывающее сочетание криминальной тайны и сексуального желания. Подозреваемая в убийстве рок-музыкантши Кэтрин Трэмелл (Шэрон Стоун) вызывает восхищение у детектива Ника (Майкл Дуглас), проводящего расследование. В историю кинематографа вошла знаменитая сцена допроса Кэтрин, когда женщина чувственно переминается с ноги на ногу, обнажая все свои прелести.
“Основной инстинкт” – это фильм, который создал легенду о Шэрон Стоун как секс-иконе 1990-х. Здесь мы имеем дело с традицией неонуара, которая является четкой отсылкой к эстетике черной криминальной фантастики. В центре мира кино находится красивая, но смертельно опасная женщина – роковая женщина, – которая сбивает с пути истинного многих мужчин. Тем временем детектив, работающий над делом о загадочных убийствах, по мере того, как он разгадывает тайну, все больше и больше попадает в сети соблазнительной искусительницы. В то же время в сюжете есть явная новизна: героиня не наказана за свои преступления.
7. “Дневная красавица”, 1967
“Дневная красавица” Луиса Бунюэля (1967) рассказывает историю молодой и красивой Северин (ее играет Катрин Денев), жены степенного врача, которая не может наладить эротические отношения со своим мужем. Однако в то же время она тайно реализует свои извращенные сексуальные фантазии в качестве проститутки. Сексуальность служит режиссеру областью исследования человеческой психики и ее сложностей.
Бунюэль снял свой знаменитый фильм с Денев “Лечение сексуальной одержимости” по роману Джозефа Кесселя 1928 года. Работа была удостоена “Золотого льва” Венецианского кинофестиваля. Здесь режиссер проводит ироничную, временами веселую вивисекцию буржуазной культуры, скованной условностями, на самом деле пропитанной настоящими извращениями. Важным здесь является портрет главной героини, которая парадоксальным образом находит лекарство от своих кошмаров в занятиях блудом. В то же время граница между реальностью и сном размыта, что является явным признаком сюрреализма Бунюэля.
8. “Горькая луна”, 1992
“Горькая луна” Романа Полански (1992) – одна из самых скандальных работ в истории кино. Картина изображает встречу двух пар – американо-французской пары с парой англичан. Между персонажами устанавливаются извращенные эротические отношения. В главных ролях Питер Койот, Эммануэль Сейнер, Хью Грант и Кристин Скотт Томас. Фильм представляет собой вольную экранизацию романа Паскаля Брукнера.
Как и “Основной инстинкт“, ”Горькая луна” является частью постмодернистского тренда, здесь в эротическом издании. Оба фильма также демонстрируют явную трансформацию современной морали, которая становится все более раскрепощенной. И оба также предупреждают о ловушках страсти, таящихся в человечестве.
9. “С широко закрытыми глазами”, 1999
“С широко закрытыми глазами” (1999) Стэнли Кубрика – фильм, получивший известность благодаря показу на экране сексуальных сцен реальной актерской пары – Николь Кидман и Тома Круза. Работа представляет собой анализ сексуальной подоплеки отношений мужчины и женщины. Любовь, предательство и эротические навязчивые идеи переплетаются и создают взрывоопасную смесь.
Фильм Стэнли Кубрика – один из последних эротических триллеров, поскольку жанр вымер на рубеже веков. Более того, режиссер здесь явно деконструирует условности, поскольку раскрывает зрителю все правила их работы, а также послание, скрытое под поверхностью пропитанного сексом сюжета. Именно эротические приключения оказываются опасным отклонением от нормы, а пересечение границ всегда влечет за собой серьезные последствия.
10. “Автокатастрофа”, 1996
Среди громких фильмов о сексе также следует упомянуть “Автокатастрофа” (1996). Это работа Дэвида Кроненберга, который, как обычно, отслеживает самые темные уголки человеческой психики. Главные герои испытывают сексуальное возбуждение только перед лицом опасных автомобильных аварий. Кроненберг, явно очарованный Фрейдом, демонстрирует прочную связь между двумя противоречивыми инстинктами – Эросом (инстинктом жизни) и Танатосом (инстинктом смерти).
“Автокатастрофа” – это экранизация романа Дж. Дж. Балларда “Авария”. Возможность испытать сексуальное удовлетворение только в рискованной ситуации является не только выражением извращенности, но и тесно связана здесь с мотивом автомобилей. Это потому, что они становятся эротическим фетишем, который обращает внимание на значительные изменения в интимной чувствительности человека. Действительно, механические изобретения начинают играть здесь все более важную роль.
11. “Читатель”, 2008
“Читатель” – трогательный фильм, в котором секс играет ключевую роль. В довоенном Берлине зрелая женщина (ее играет Кейт Уинслет) вступает в эротические отношения с подростком (Дэвид Кросс). Интимные переживания пары идут рука об руку с их совместным чтением сложных произведений литературы. Война разлучает влюбленных, но когда они встретятся снова, это будут совершенно разные люди.
Кейт Уинслет получила “Оскар” и “Золотой глобус” за отличную игру в фильме “Читатель”. Она прекрасно сыграла роль женщины, осознающей уход своей молодости, которая, так сказать, в последний раз переживает захватывающий роман. Фильм был построен на сопоставлении контрастов. Это, с одной стороны, сексуальная неопытность против мастерства в ars amandi, но, с другой стороны, тело и текст. И именно эта вторая антиномия кажется наиболее интересной, поскольку здесь сталкиваются два разных языка. Логос – это мужская сфера, а женское начало – плоть. В свою очередь, само “чтение” превращается в фильме Стивена Долдри в главную метафору.
12. “Щепка” (1993)
“Щепка” – интересный пример эротического триллера. Главный герой фильма – не роковая женщина, разоряющая своих жертв, а роковой мужчина, который охотится на женщин, не подозревая об опасности. Главная героиня (ее играет Шарон Стоун) переезжает в квартиру на Манхэттене. Вскоре она встречает привлекательного владельца и заводит с ним страстный роман.
В фильме Филипа Нойса, помимо сцен страстного секса, есть и другие примечательные черты жанра. Действие разворачивается в большом городе, среди элиты, имеющей неясные связи с криминальным миром. Сама смена мужских и женских ролей и введение мотива “роковой женщины” могут быть истолкованы как выражение социальных изменений. Своего рода расчетом расширения прав и возможностей женщин в данном случае было бы предположение, так сказать, о страхах мужчин перед демоническим противоположным полом, подстерегающим их свободу и собственность.
13. “Неверный”, 2002
“Неверный” – еще один американский эротический триллер. Главная героиня фильма – женщина, которой наскучила рутина многолетнего брака (ее играет Дайан Лейн). Однажды она встречает привлекательного француза (Оливье Мартинес) и заводит с ним роман. Их отношения становятся все более опасными. Тем временем ее муж (Ричард Гир) начинает что-то подозревать….
“Неверный” – пример очень хорошего эротического триллера, снятого в стиле нео-нуар, на что уже указывает значительное слабое освещение фильма. Это метафорическое погружение персонажей во тьму их собственных страстей, а также страхов и навязчивых идей. Город, лабиринт улиц, коридоров и многоквартирных домов, подозрительные пабы, атмосфера растущей ловушки и опасности. И во всем этом все более неистовое и в то же время разрушительное желание, требующее удовлетворения практически везде, в том числе и в общественных местах. К чему это может привести?
Читать также: 200+ Лучших пожеланий спокойной ночи и сообщений для отправки перед сном.
14. “Я любопытна (желтый)” ( швед. Jag är nyfiken – en film i gult)
Знаменательным моментом в истории эротических фильмов стало появление картин Вилгота Шемана “Я любопытна (желтый)” (1967) и “Я любопытна (синий)” (1968). Работы, в которых используются цвета шведского флага, вызвали серьезный моральный скандал и были подвергнуты цензуре во многих странах. В конце концов, это был первый раз, когда были показаны смелые любовные сцены, а главной героиней квазидокументального повествования была девушка, открыто признававшаяся десяткам любовников.
Интересно, что основной посыл фильмов имел мало общего с эротизмом. В первую очередь это была политика, или, точнее, критическая оценка социал-демократической Швеции с точки зрения левых. Главная героиня по имени Лена (Lena Nyman) брала интервью у случайных людей на экране, задавая им вопросы об их отношении к социальным проблемам, Церкви или их материальном положении.
15. “Сатирикон”, 1969
Мастерами смелого нарушения эротических табу, несомненно, были итальянцы. Федерико Феллини в своем знаменитом фильме “Сатирикон” (1969) представил видение сексуального разврата Древнего Рима на закате славы империи. Режиссер снял главного героя Энколпиуса (Мартин Поттер), который, страдая от импотенции из-за травмы идола Приапа, желает найти лекарство от своего недуга.
Смелый фильм Феллини показывает древнюю культуру в фазе избытка, в которой то, что приносило удовольствие и самореализацию, становится карикатурой на нее саму. Здесь есть непристойность, но также и отвратительное уродство. “Сатирикон” был основан на тексте Петрония, и сценаристы внесли значительные изменения в исходный текст, опираясь на другие источники, такие как “Метаморфозы” Овидия. В итоге результатом стала полностью оригинальная работа, отсюда и ее многозначительное название, подчеркивающее демиургическую роль режиссера: “Сатирикон Феллини”.
16. “Сало, или 120 дней Содома”, 1975
Фильм Пазолини – экранизация романа маркиза де Сада, но перенесенная в более современную реальность. Действие происходит во время Второй мировой войны в Италии. Представители социальной элиты: герцог, банкир, епископ и судья решают устроить грандиозную оргию в местном сообществе. Они похищают невинных молодых людей, чтобы удовлетворить свои самые распутные похоти.
Следует подчеркнуть, что “Сало” как фильм о сексе представляет собой своеобразную картину – ибо это секс совершенно бесстрастный, намеренно отталкивающий и ужасающий. Вспышка садизма здесь является выражением взрыва зла тоталитарного мира, полностью порабощающего человека. С одной стороны, мы имеем дело с контекстом военного времени (то есть нацистской идеологией), но с другой стороны, он также полностью современный. А именно, речь идет о современном консюмеризме, который полностью дегуманизирует человека и превращает его в бесправный объект, используемый для достижения различных целей. “Сало” – глубоко пессимистичный фильм, и его трагическое значение усиливается тем фактом, что Пазолини был убит на римском пляже незадолго до его премьеры.
17. “Последняя женщина” (“La dernière femme”), 1976
“Последняя женщина” – своеобразный эротический фильм Марко Феррери. В нем рассказывается история одинокого мужчины, который не может найти самореализации в сменяющих друг друга отношениях с женщинами. Это потому, что каждый партнер думает только об удовлетворении своих потребностей. Это приводит главного героя к отчаянному решению.… В главных ролях Жерар Депардье и Орнелла Мути.
18. “Ночной портье“ (”Il portiere di notte”), 1974
Среди множества итальянских режиссеров с извращенными эротическими сценами также стоит упомянуть Лилиану Кавани в роли режиссера “Ночного портье” (1974). Это история садомазохистских отношений между офицером СС и заключенным концлагеря, которые случайно встречаются после войны. Их прежние отношения неожиданно оживают с удвоенной силой, хотя по-прежнему сопряжены со смертельной опасностью для обоих влюбленных.
Фильм Кавани – крайне скандальная история, получившая много критики за сочетание темы Холокоста с реализацией извращенных сексуальных пристрастий. Режиссер показал очень сложные отношения между палачом и жертвой, которые оставляют такой след в их психике, что даже спустя годы, при совершенно других обстоятельствах, словно в кошмарном сне или трансе, они воспроизводят старые модели поведения, приводящие к полному безумию.
19. “Нимфоманка”, 2013
В списке фильмов о сексе также нельзя пропустить “Нимфоманку”, знаменитый фильм Ларса фон Триера. Однажды вечером Селигман находит избитую женщину без сознания, которой пытается помочь. Когда девушка приходит в себя, она рассказывает ему историю своей бурной сексуальной жизни – от первого опыта до распутных оргий. Главную роль играет французская актриса Шарлотта Генсбур.
Ларс фон Триер – режиссер, которому особенно нравятся женские персонажи. Это те, которые он смотрит в самых разных обстоятельствах, особенно в кризисных ситуациях, таких как болезнь мужа, ребенка или другое состояние, требующее от женщины больших жертв ради других. Часто эта жертва связана с сексом, как, например, в нашумевшем фильме “Рассекая волны”. В “Нимфоманке” женщина снова в центре внимания, и ее сексуальный опыт подкреплен сложными мотивациями и удовлетворяет другие – несексуальные – потребности. Особое значение здесь имеет эротическая инициация, которая становится своеобразным ключом ко всем последующим переживаниям девушки.
20. ”Пятьдесят оттенков серого”, 2015
“Пятьдесят оттенков серого” – экранизация знаменитого эротического романа Э. Л. Джеймс. Красивый и сказочно богатый бизнесмен знакомится с невинной студенткой. Вскоре у них завязывается роман, в котором он играет роль доминирующего учителя, а она – ханжеской ученицы. Однако их садомазохистские отношения приводят к тому, что они оба становятся эмоционально неуравновешенными. В главных ролях Дакота Джонсон и Джейми Дорнан.
“Пятьдесят оттенков серого” уже является культурным феноменом, как с точки зрения литературы, так и кино. Кажется, у него столько же противников, сколько и ярых последователей. Среди последних преобладают женщины, что, безусловно, могло бы стать предметом социологического исследования, поскольку оказывается, что чем больше прогрессирует социальный процесс женской эмансипации, тем сильнее сексуальная обусловленность патриархата, при которой у нас четкое разделение ролей в спальне, выходит на первый план. Согласно этому, женщина – пассивный объект доминирования и мужского желания. И это именно то, что мы находим в “Сером”.
Сексолог, психиатр и психотерапевт. Работаю в этой сфере более 15 лет. Специализируюсь на помощи парам в решении проблем, связанных с их сексуальной жизнью.
Делюсь советами на VC.RU: https://vc.ru/u/3229974-mariya-shishkova
Пишите на почту или оформите заявку на сайте.
Реклама: erid UGfwMu65kZ4